Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов в Детском саду №12 предусмотрены: кабинет педагога - психолога, кабинет учителя - логопеда, сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для организации образовательной деятельности в Детском саду №12: музыкально - физкультурный зал, холлы и коридоры ДОО, групповые комнаты, спальные помещения, приемные комнаты и территория ДОО
Библиотека
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОО не предусмотрено. Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОО условно разделен на три части и включает в себя:
• Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
• Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
• Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные ФОП ДО, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности: «Дошкольное воспитание», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», «Ребенок в детском саду». Ведется систематический каталог журнальных статей.
Спортивные объекты
В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №12 " оборудованны музыкально-спортивный зал. На территории детского сада расположена спортивная площадка. Все эти объекты используются всеми детьми, посещающими дошкольное учреждение.
Средства обучения и воспитания
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей:
• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия;
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.);
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);
• мультимедийные проекторы (стационарный в музыкальном зале и переносной),
• магнитофоны, музыкальные центр и др;
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей:
• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия;
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.);
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);
• мультимедийные проекторы (стационарный в музыкальном зале и переносной),
• магнитофоны, музыкальные центр и др;
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Перечень специального оборудования в целях создания условий для получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ качественного образования
№ |
Наименование |
Кабинет педагога- психолога |
|
1 |
Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей, в том числе с ЗПР. Диагностический чемоданчик Е. Стребелевой комплект №1. |
2 |
Методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект №2 |
3 |
Программный блочный коррекционно-развивающий комплекс игр для коррекции речи, тренировки внимания, памяти и развития логического мышления на базе интерактивной парты для детей с ЗПР |
4 |
Светящийся набор для слабовидящих (коррекционно – развивающее оборудование с подсветкой объектов для детей с нарушением зрения, обеспечивающее познавательное, речевое развитие) |
Кабинет учителя - логопеда |
|
5 |
Набор коррекционно-развивающих игр: руководство + программный продукт «Логоассорти» для обследования речи и логопедических занятий с детьми ОВЗ, НОДА на базе ноутбука |
6 |
Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» (Программный продукт на USB-накопителе) |
Оборудование сенсорной комнаты |
|
7 |
Интерактивный сухой бассейн для релаксации, зрительной, звуковой и двигательной стимуляции детей с ЗПР, НОДА, нарушением зрения |
8 |
Шарики для интерактивного бассейна |
9 |
Коррекционное оборудование для опорно-двигательного аппарата «Лабиринт» (предназначен для развития двигательных навыков) |
10 |
|
11 |
Тактильная дорожка для восполнения дефицита двигательной активности, развития тактильного восприятие, координации для детей с нарушением зрения и НОДА. |
12 |
Коррекционно – развивающий тренажер с комплектом коррекционно – развивающих программ «Ай да Я!», на базе интерактивного стола. |
13 |
Комплект «Сенсорный уголок» ( воздушно-пузырьковая колонна (трубка) с мягкой платформой, 2 безопасных зеркала) для развития и коррекции зрительного и тактильного восприятия, активизации внимания, релаксации в процессе представления образов у детей с нарушением зрения, ЗРП. |
14 |
Столик на колесиках для реабилитации детей с НОДА. |
15 |
Функциональное кресло на колесиках для детей с НОДА |
16 |
Короб «Письмо» с прорезями – тактильными дорожками для детей с нарушением зрения для развития и коррекции мелкой моторики и координации движений. |
17 |
Коррекционный - развивающий лабиринт «Серпантин» для развития мелкой моторики детей с НОДА, нарушениями зрения. |
18 |
Панель (панно) большая светозвуковая «Бесконечность» для зрительной стимуляции, а также развития и коррекции осязательных навыков. |
19 |
Тактильная панель акустическая для тактильной, звуковой стимуляции, а также развития и коррекции мелкой моторики. |
20 |
Коррекционно-развивающая панель «Цветные фигуры» для развития и коррекции сенсорных навыков, интерактивной деятельности. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОО создаются условия доступа на территорию и в здание всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• для обеспечения доступа в детский сад инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на входе в здание имеется кнопка вызова персонала;
• назначен ответственный за встречу и сопровождение на территории и в помещениях ДОО маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью;
• разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;
• учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинский персонал;
• при организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты и др.;
• в ДОО специалистами ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий;
• на официальном сайте ДОО имеется версия для слабовидящих. Доступ на официальный сайт ДОО не ограничен.
Специальные условия питания
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:
* Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
* Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
* Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
* Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
* Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
* Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
Количество приемов пищи в нашем детском саду – 5.
Завтрак – молочные каши: овсяная, манная, рисовая, пшенная, гречневая, "дружба", суп молочный с макаронными изделиями. Каши чередуются с блюдами из натуральных яиц, творога. В качестве напитка – сок фруктовый, чай с молоком, злаковый кофе, какао на молоке с бутербродом с маслом сыром, кондитерские изделия.
2-ой завтрак - сок или витаминизированный напиток.
Обед – закуска в виде салатов из свежих овощей (огурцы, помидоры, перец) с растительным маслом. Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, суп — пюре, уха (рыбный суп). Второе блюдо – мясное, рыбное, из птицы, из печени с гарниром. Третье блюдо – компот из свежемороженных ягод, свежих фруктов, сухофруктов, кисель из натуральных ягод. Хлеб.
Полдник – молочные и кисломолочные напитки с выпечкой собственного производства (ватрушка с творогом, сладкая булочка), печеньем, кондитерскими изделиями.
Ужин - включает в себя блюда из творога – запеканка, пудинг с соусами собственного приготовления блюда из рыбы, птицы, овощей, ленивые вареники, а также напиток – кисломолочные напитки, соки, чай с лимоном. Хлеб.
При разработке меню учитывают возрастные группы: 1-3 лет и 4-7 лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей. Рацион разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта.
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
Специальные условия охраны здоровья
В нашем Детском саду№12 создаются все условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С целью приобретения воспитанниками опыта двигательной деятельности создана оптимальная предметно пространственная развивающая образовательная среда, включающая физкультурный зал, игровые и спортивную площадку на территории учреждения, физкультурные уголки в каждой возрастной группе; созданы необходимые условия для организации закаливающих мероприятий. В детском саду имеется медицинский блок: кабинет, процедурная комната и изолятор. В группах имеются информационные стенды "Уголок здоровья", которые содержат памятки, советы врача по профилактике детских заболеваний.
Педагогами детского сада совместно с медицинскими работниками учреждения систематически ведется фиксированная документация. В предэпидемический период в дошкольном учреждении усилен контроль обеспечения оптимального температурного режима, за своевременным проведением дезинфекции и соблюдением режима проветривания в соответствии с требованиями санитарного законодательства. С целью становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) один раз в квартал проводятся дни здоровья. В эти дни двигательный режим насыщается музыкальными развлечениями, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, походами за пределы детского сада.
В образовательном процессе детского сада можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ;
- валеологическое просвещение родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
В нашем учреждении ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, которая строится на основании соблюдения требований основных законодательных актов. В ДОО назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно–образовательного процесса. Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда. В детском саду разработаны:
• паспорт безопасности;
• план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОО проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОО на случай угрозы террористического акта.
Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
В ДОО установлен противопожарный режим, АПС, имеются первичные средства пожаротушения (поверка проходит согласно плану). Со стороны методической службы ДОО проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности: семинары, вопросы рассматриваются на Педагогических советах, создана соответствующая предметно-пространственная среда, ежегодно проводятся тематические недели пожарной безопасности, по графику проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОО на случай возникновения пожара. Физическая охрана детского учреждения осуществляется частным охранным предприятием. Установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система видеонаблюдения. В вечернее время территория ДОО освещается. То есть, состояние антитеррористической защищенности учреждения соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольному образовательному учреждению.
Доступ к информационным системам
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистами. В организации деятельности ДОО используется система электронного документооборота с управлением образования администрации Алексеевского городского округа по электронной почте. Детский сад подключен к сети Интернет, Wi – Fi. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой ДОО.
В ДОО активно внедряются информационно-коммуникативные технологии в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. В методическом кабинете для организации образовательной деятельности с детьми создана медиатека, которая содержит следующие разделы:
• мультимедийные презентации;
• видеоролики;
• обучающие мультфильмы.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОО отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - интерактивный стол, набор коррекционно-развивающих игр: руководство + программный продукт «Логоассорти» для обследования речи и логопедических занятий с детьми ОВЗ, НОДА на базе ноутбука
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №12" Алексеевского городского округа отсутствуют